image description

МЧС Республики Беларусь

Жизнь после Чернобыля (SB.BY)

1261

Прошло 35 лет после аварии, которая повлияла на судьбы миллионов людей. Как изменились территории, загрязненные радионуклидами? Что уже сделано для реабилитации пострадавших регионов? Какие перспективы и цели на ближайшие пять лет? Годовщина аварии на ЧАЭС стала поводом встретиться и задать актуальные вопросы заместителю начальника Департамента по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС МЧС Беларуси Петру НИКОЛАЕНКО. 

— Петр Васильевич, прошло 35 лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС. Как спустя время оценивается ее масштаб и последствия?

— Чернобыльская катастрофа затронула более 20 европейских государств, но больше всего пострадала наша республика: 23 процента ее территории было загрязнено радиоактивными элементами (в Украине — 7 процентов, на европейской части России — 1,5). 3 тысячи 678 населенных пунктов, более 2,2 миллиона их жителей в нашей стране оказались в зоне заражения. 479 населенных пунктов эвакуировали. За все время ликвидации последствий аварии переселили 138 тысяч человек, еще 200 тысяч выехали самостоятельно. Примерно 75 процентов — в Гомельской области. Ущерб от катастрофы — около 235 миллиардов долларов, что равнялось 32 годовым бюджетам республики на то время.

Президент не раз отмечал, что в районах, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, можно и нужно жить, реабилитировать эти территории. Сегодня загрязнено 49 районов. Радиационная обстановка за прошедшие 35 лет значительно изменилась. Площадь загрязнения цезием уменьшилась и на 2021 год составляла 25,49 тысячи квадратных километров (46,615 тысячи после аварии). То же самое произошло с землями сельхозназначения: в 1986-м под удар попало 1 миллион 860 гектаров, 265 тысяч исключили из сельхозоборота. За эти годы часть вернули и используем. В 1992 году загрязненные угодья составляли 1 миллион 438 тысяч гектаров, сегодня  825,4 тысячи загрязнено цезием. 279 тысяч гектаров сельхоз­угодий — стронцием, а изначально было 551,1 тысячи. Видим, что площадь уменьшилась практически в два раза. Очищение земель происходит естественным образом: период полураспада стронция — 28,5 года. Для полного очищения земли понадобится 10 таких периодов, то есть около 300 лет. Ближе к реактору, в 30-километровой зоне, почвы загрязнены также изотопами плутония, период его полураспада — 24 тысячи 110 лет. 

— Какие технологии используются для изготовления безопасной сельхозпродукции даже на загрязненных землях? 

— Комплекс защитных мероприятий позволяет получать продукцию, отвечающую установленным республиканским допустимым уровням содержания радионуклидов. В последние годы в общественном секторе не было ни одного случая превышения РДУ в молоке и мясе. Большие деньги вкладываются в известкование почв и внесение повышенных доз минеральных удобрений. Они снижают переход радиоактивных веществ в продукцию. Защитные меры проводятся на 825 тысячах гектаров земель, загрязненных цезием-137 с плотностью выше 1 Ки/км2. На трети этой площади почвы одновременно загрязнены стронцием-90 с плотностью выше 0,15 Ки/км2.

В рамках Госпрограммы по прео­долению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011—2015 годы и на период до 2020-го защитные мероприятия в сельхозпроизводстве выполнялись по 12 направлениям в более 430 хозяйствах 58 районов 6 областей. За последние пять лет только на это потратили 426 миллионов руб­лей. Внесли 105 тысяч тонн фосфорных и 308 тысяч тонн калийных удобрений. Кроме того, строили новые объекты и приобретали сельхозтехнику, проводили инвентаризацию угодий по плотности загрязнения, подбирали культуры и сорта с минимальным накоплением. Создавали и улучшали сенокосы и пастбища. 

— Рабочие места в сельской местности — не менее важный фактор для социально-экономического развития регионов… 

— Действительно, нужно обеспечивать достойные условия, чтобы закрепить молодежь на селе. В прошлом году в Наровлянском районе завершилась реконструкция молочно-товарной фермы в деревне Завойть. Возвели пять МТФ в Славгородском районе, построили четыре коровника с доильно-молочным блоком на ферме в деревне Паре Пинского района и на МТФ «Полесский» ГП «Полесская опытная станция» Лунинецкого. Три новых зерносушильных комплекса в Ельском и Кормянском районах. Современные фермы с круглогодичным содержанием позволяют использовать чистые корма и избегать превышений содержания радиации в продукции животноводства. 

За последний год также закупили 560 единиц сельхозтехники. Это прицепы и тракторы с герметичными кабинами: при обработке поля меньше пыли попадает в салон, что влияет на облучение работника. В целом все последние госпрограммы имели социальную направленность. Массовое переселение людей завершено, и более 50 процентов средств направляется на социально-экономическое развитие пострадавших регионов: за последние пять лет 1 миллиард 398 тысяч 500 рублей. Это прежде всего меры социальной защиты, оздоровление и санаторно-курортное лечение. Ежегодно более 70 тысяч жителей пострадавших территорий оздоравливаются за счет государства, 98 процентов из них — дети. Каждый год амбулаторное обследование проходит около 1,5 миллиона людей на загрязненных территориях, в том числе около 240 тысяч детей.

— В марте Совмин утвердил Госпрограмму по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2021—2025 годы. На решение каких проблем в ней сделаны акценты?

— На реализацию мероприятий новой программы выделят около 3 миллиардов рублей. Акценты прежние: социальная защита, поддержка сельского хозяйства, социально-экономическое развитие. Профинансируют и научно-информационное обеспечение мероприятий. В планах совершенствовать материальную базу организаций, которые оздоравливают детей. Возможно, построят новые корпуса, заменят оборудование. Конкретные объекты будут определять облисполкомы. Очень важно обеспечить требования радиационной безопасности и поддержать дальнейшее развитие пострадавших регионов.  

— Петр Васильевич, расскажите, пожалуйста, о научных исследованиях в Полесском радиационно-экологическом заповеднике. Насколько знаю, ученые пробуют выращивать там лошадей, изучают возможности рыболовства…

— Радиационно-экологический заповедник создан на отселенных территориях Хойникского, Брагинского и Наровлянского районов и занимает около 217 тысяч гектаров. Он разделен на две зоны: заповедную и экспериментально-хозяйственную. Вторая находится по периметру заповедной, там занимаются коневодством и пчеловодством, организуют охотничью деятельность и туризм. Заповедник аттестован как племенное хозяйство, в котором около 370 голов лошадей, в основном породы русский тяжеловоз. 

Мед, полученный на пчелопасеках заповедника, содержит от 50 до 100 беккерелей на килограмм при допустимом уровне радиации 3700. Кроме того, заложили экспериментальный плодовый сад на площади 2,2 гектара. Он пока не плодоносил. В проточной воде Припяти проводится вылов рыбы. За последние два года, в течение которых ведется исследование, не было ни одного случая превышения в ней допустимых норм радиации.

— У соседей, в Украине, пользуются большим спросом экскурсии в чернобыльскую зону, их возят целыми автобусами. Есть ли такое у нас?

— На территории Полесского государственного радиационно-экологического заповедника с конца 2018 года оказывают туруслуги. Специалисты разработали семь экскурсионных маршрутов, поделенных на локации. Это отселенные территории с оставленными после эвакуации домами местных жителей, бывшие школы, клубы. Есть в программе и оставленная паромная переправа через Припять, посещение конефермы «Воротец», музей заповедника. В питомнике зимой можно увидеть зубров. В 2019-м в заповеднике побывало 658 туристов из 30 стран, в 2020-м — 342 из 19 стран. 

— Какое влияние авария на ЧАЭС оказала лично на вас?

— Я сам из отселенной деревни, родился в Крюках Брагинского района. В апреле 1986-го был студентом сельхозакадемии в Горках и как раз на майские гостил у родителей. Примерно 2 мая вернулся на учебу, 3 мая вывезли в санаторий под Минском младших брата и сестру. Родителей эвакуировали в деревню Селец Брагинского района, до августа жили они там в вагончиках, а потом переселились во вновь построенный поселок в Буда-Кошелевском районе. Я был уже достаточно взрослым, поэтому, возможно, переживал больше, чем младшие. Хотелось бы жить там, где родился. Памятно то, что у нас были очень грибные места. По долгу службы, бывая в заповеднике, несколько раз приезжал к родительскому дому: он цел, только зарос деревьями. 

Главное — государство делает все, чтобы создать людям нормальные условия для жизни и чтобы они не были обижены. 

— Спасибо за беседу!

Читать полностью на SB.BY

Искать похожие новости:

Будь готов

Другие новости


Назад
Министерство
Закрыть
Закрыть Закрыть Закрыть
Закрыть

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть

Территориальные управления

Закрыть